Cogito ergo sum — Самобытность и шаблонность в дизайне

Самобытность и шаблонность в дизайне. Такова была тема минувшего семинара в универе. Скорее даже дискуссии. Развернуть тему не хватило времени, выливаю остатки здесь)

И так, инструменты для справки:

ДИЗАЙН- проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, это деятельность по организации комфортной для человека предметной среды. Или проще говоря творческая деятельность, художественное конструирование предметного мира.

САМОБЫТНЫЙ — Своеобразный, оригинальный. Протекающий самостоятельно, независимо от посторонних влияний, не похожий на других.

ШАБЛОН — 1. Пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий (тех.). 2. перен. Готовый образец, к-рому слепо подражают.

Издавна существовали и существуют две точки зрения на этот счет, каков же современный (и не только) дизайн? Самобытен или Шаблонизирован? Лично я во втором лагере. Причем шаблоны, по моему мнению, присутствуют не только в дизайне, но и в живописи, музыке, литературе, рисунке, скульптуре и прочих видах исскуств. Все так или иначе строится на наших мироощущениях, восприятии и особенностях психологии которые уже заложены природой. Многие великие открытия и изобретения были основаны на природных явлениях или физических законах. Первые в мире колеса служащие для перевозки (или перетаскивании) грузов представляли собой сваленные в ряд бревна, сверху на которых располагался груз. Позже эту схему усовершенствовали. Но можно ли это назвать самобытным изобретением? Ведь по сути вот они зачатки первого дизайна, организации комфортной для человека предметной среды. Под комфортом в данном случае я понимаю удобство и облегчения труда. Присутствует ли здесь оригинальность? Отнюдь! Да принцип интересен но материалы для этого(деревья, бревна) присутствовали на земле еще до появления человека. Просто организаторская способность людей смогла приспособить имеющиеся объекты для необходимой задачи. Можно назвать этот способ прикладным…

Все, так или иначе, уходит корнями в прошлое, где прикладным способом зародились прототипы существующих видов исскуства, изобретений, технологий и проч. Современная живопись и фотография появилась от наскальных рисунков — первой потребности человека запечатлить окружающий мир и сохранить его для следующих поколений. Современная печать берет начало в создании литер первых печатных тиражных изданий. И т.д. Множество различных современных стилей и направлений возникло позже: конструктивизм, постмодернизм, примитивизм, абстракционизм… и способы: аэрография, татуировка, бодиарт, граффити и многие другие все берет начало с живописи, а если быть точнее наскальных рисунков.

Подводя итог, современный дизайн как завязанная на предметной среде художественная деятельность является прикладной по определению, не возможно в уже существующей среде с ее ограниченным пространством (если вспомнить, что планета Земля круглая и имеет вполне конкретные геометрические границы) и природными ресурсами создать что-то принципиально новое, не похожее на что-либо как звучит определение самобытности. Все в этом мире подчиняется законам природы, есть круговорот воды и ресурсов в природе, есть пищевая цепочка — тоже своего рода круговорот. Как у фалеса было: всё из воды и в воду всё разлагается. Тем не менее, нельзя отрицать что в современном уставшем мире существуют таки, представители из мира дизайна способные создавать вещи предназначенные на отрицание всего и вся созданных ради самого отрицания. Как правило такие вещи абсолютно не пригодны к употреблению, а следовательно выпадают из определения дизайн-объектов, так как больше не служат для «организации комфортной и функциональной среды».

Не так уж это и плохо, дорогие коллеги дизайнеры, что мир наш состоит из шаблонов. Это помогает не изобретая лишний раз велосипед находить новые идеи черпая вдохновение из существующих предметов исскуства. Быть всегда на шаг впереди, двигаться вперед, а не стоять на месте. Конечно, смешение таким образом не даст нам абсолютно новых продуктов, все также нот в музыке и цветов на радуге будет 7. Другого не дано, но другого и не надо)

p.s. Но если вдруг настанет такой день, что где-то в какой-то стране, в один прекрасный день какой-нибудь дизайнер изобретет не круглый стул с восемью ножками (ведь это все равно будет «стул»), а то чему и названия нет, и при этом ЭТО будет всем по зарез необходимо…дайте мне знать;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *